Строительство города началось в 1584 г., когда стали налаживаться российско-английские отношения и возникла необходимость в постоянном судоходстве между обеими странами. Однако места эти были заселены еще в XII в. после основания в устье р.Северная Двина Михайло-Архангельского монастьгоя и образования по соседству с ним подмонастырной слободы. Устье реки, впадающей в Белое море, хорошо знали рыбаки поморы, промышлявшие здесь рыбу и морского зверя. В 1693 г. Петр I заложил на острове Соломбала (ныне в черте города) судостроительную верфь и основал адмиралтейство. В начале XVIII в. построена Новодвинская крепость в Корабельном устье в 19 км от тогдашнего города (ныне
также в черте Архангельска). С 1708 г. Архангельск — губернский центр, с 1937 г.— областной.
Уже с конца XVI в. в городе существовала ярмарка — главный пункт обмена с иностранными купцами. Ее торговый оборот в конце XVIII в. превышал два миллиона рублей. К началу XIX в. в Архангельске насчитывалось более двухсот промышленных заведений, преимущественно мелких, кустарных. Затем Архангельск неуклонно развивается в важнейший в стране лесопромышленный и лесоэкспорт-ный пункт страны. К началу XX в. здесь работало 26 лесопильных заводов с числом рабочих в 11 тыс. Тогда же Архангельск связала с Москвой железная дорога (1898 г.).
Советская власть в Архангельске установлена в феврале 1918 г., но уже в августе город был захвачен английскими, французскими и американскими интервентами, создавшими первый на территории России концентрационный лагерь в дельте Северной Двины на острове Мудьюг. Эвакуировались интервенты в сентябре 1919 г., а белогвардейцы выбиты из города Красной армией в феврале 1920 г. Архангельск сыграл важную роль в освоении Северного Ледовитого океана и Северного морского пути. Он стал исходным пунктом многих полярных экспедиций.
Близость моря и лесные богатства Северной Двины обусловили развитие города (20 тыс. жителей в начале ХХв., 48 тыс в 1917 г., 250 тыс. в 1939 г., 340 тыс. в 1970 г.), половина общего числа рабочих которого занята в лесообрабатывающей промышленности. Две трети лесопиления идет на экспорт. В Архангельске построены крупные целлюлозно-бумажные комбинаты — Соломбальский (1935) и Архангельский (1940, ныне в г.Новодвинске) и лесопильно-деревообрабатываюшие — Соломбальский, Циг-ломенский. Обслуживанию лесной и лесопильно-дерево-обрабатывающей промышленности подчинено и машиностроение города. Развито в Архангельске судостроение и ремонт судов. Крупнейшее и известнейшее предприятие этой отрасли — завод «Красная кузница». Разумеется, что создание за короткий исторический срок города с 300-тысячным населением невозможно без развитой стройин-дустрии, а его существование — без пищевой и легкой промышленности.
Облик города определяет река и связанная с ней центральная часть с постройками XVII — XVIII вв., когда Архангельск получил классицистический регулярный план (с 1794 г.). Однако прежняя деревянная застройка практически не сохранилась.
Важными для Севера России являются и учебные заведения города. Нет предприятия в машиностроении и лесной промышленности, где не работали бы выпускники Архангельского лесотехнического института (знаменитого АЛТИ). Здесь есть также медицинский и педагогический институты, филиал Санкт-Петербургского высшего инженерного морского училища, два десятка средних учебных заведений, в том числе мореходное, основанное в 1771 г.
Известен на Севере Архангельский драматический театр, театр кукол, есть цирк. Архангельский краеведческий музей — один из старейших в России, он основан в 1859 г.
И нет, наверное, страны в мире, куда не уходили бы суда из Архангельского морского порта.
АРХАНГЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ
АРХАНГЕЛЬСК
В золотом щите летящий Архангел Михаил в лазуревых доспехах с червлеными щитом и мечом, повергающий черною дьявола.
Утвержден решением одиннадцатой сессии Архангельского городского Совета 10 октября 1989 г. исторический герб города (ранее утвержден 2 октября 1780 г.).