В давние времена на территории Среднего Дона, где ныне располагается город Котельниково, широко простиралась сухая степь. Это было Дикое поле, где возникали станицы казачьей вольницы, нередко показывавшей свой непокорный характер. Из этих мест вышли предводители крестьянских восстаний С.Т.Разин и Е.И.Пугачев. Здесь родились герой Отечественной войны 1812 г. атаман М.И.Платов и народоволец В.Д.Генералов.
Среди станиц стоял одиноко в степи курень казака Котельникова (позднее хутор Котельниковский). Его немногие обитатели держали лошадей и пасли коз, пока не коснулась этих мест новая жизнь, связанная с промышленным развитием России.
В 1884 г. общество Владикавказской железной дороги приняло решение о строительстве Царицынской ветки на Тихорецк. В 1897 г. строители, которые вели дорогу с двух сторон, встретились в районе Котельниковского хутора и на р.Курмоярский Аксай поставили первое здание железнодорожной станции. Это и было рождением Котельниково, который первоначально назывался Николаевским поселком. В хуторе тогда насчитывалось 20 казачьих дворов, а на станции стоял один барак для рабочих-железнодорожников. В 1900 г. в новом каменном здании разместились депо и железнодорожные мастерские, самые крупные по тому времени. А через два года открыли новый вокзал, тоже в каменном здании.
Проходящие через Котельниково поезда вывозили на внешний рынок сельскохозяйственную продукцию, собираемую из окрестных деревень. На станции появились хлебные амбары, лесные склады. В 1914 г. работали две паровые мельницы и кожевенный завод.
Тяжелые испытания легли на плечи жителей в годы гражданской и Великой Отечественной войн. В октябре 1918 г. после жарких боев в Котельниково вступили части Белой армии, а в марте 1919 г.— Красной армии. В июле 1942 г. Котельниково стал прифронтовым городом, а в августе в него вошли танки армии генерала Гота. Через 145 дней оккупации город был освобожден.
Но не только военное лихолетье коснулось этих мест. Хозяйственная разруха после гражданской войны, голод 1921 г., притеснения заставили казаков (в ком издавна жил дух вольности) выступить против советской власти. Волнения и усмирения с тяжелыми последствиями продолжались до 1930 г.
Коллективизация казачества проходила здесь с 1928 г., тогда же были созданы спецсовхоз «Выпасной» и зерносовхоз «Гигант».
В 1940 г. началась одна из великих строек социализма — сооружение судоходного и оросительного Волго-Донского канала, продолжавшееся до 1952 г. Канал и Цимлянское водохранилище обеспечили сухие степи столь необходимой влагой. Это способствовало развитию зернового хозяйства, огородничества, садоводства. На берегах широко раскинувшегося водохранилища (неподалеку от Котельниково более 10 км в ширину) появились хозяйственные участки и зоны отдыха горожан.
В 1960 — 1970-е гг. активно развивается легкая и перерабатывающая промышленность. Был построен элеватор. Затем открыли молочно-консервный завод. Дождевальные машины, передвижные насосные станции для сельского хозяйства стал поставлять в различные регионы страны и за границу завод «Сельхозмаш». Заработал опытно-экспериментальный завод средств автоматической системы управления. Появились новые предприятия железнодорожного транспорта.
Примечателен архитектурный облик города, строившийся компактно, с хорошей планировкой и благоустроенными коттеджами. В 1970 г. в нем проживало 19 тыс. человек. В городе есть музей.
ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
КОТЕЛЬНИКОВО
В червленом щите золотое зубчатое колесо, внутри которого на зеленом поле золотые два скрещенных и одно в столб стилизованные колосья. Сопровождается внизу названием города, золото. Оконечность волнистая лазуревая с золотом.
Утвержден двенадцатой сессией десятого созыва Котельнического городского Совета депутатов трудящихся 25 января 1967 г.