Впервые Воронеж упоминается в летописи под 1177 г., но если говорить о преемственном поселении, то нынешний город основан в 1585 г. как крепость для защиты среднерусской полосы от набегов крымских и ногайских татар на р.Воронеж неподалеку от впадения ее в Дон. В XVII в. он уже стал крупным по тому времени городом.
Здесь в 1695 — 1696 гг. Петром I была возведена верфь для строительства судов предполагаемого похода на Азов. Флот создавался небывалыми темпами, и за короткое время удалось построить 36-пушечный корабль «Апостол Петр», 23 галеры, 4 брандера, 1300 стругов и 300 морских лодок, оснастить их такелажем, воорркением (для этого в
1696 г. построен арсенал) и обучить экипажи. Флот, спустившийся по Дону, блокировал Азов с моря, что способствовало его взятию. В 1711 г. Воронеж стал центром Азовской губернии, северная часть которой в 1725 г. выделена в Воронежску губернию.
Довольно скоро Воронеж становится центром обширного черноземного сельскохозяйственного региона. Здесь энергично развивается промышленность по переработке сельскохозяйственного сырья: кожевенные, маслодельные, салотопенные, мыловаренные заводы, мукомольные. Процветала торговля хлебом, скотом, шерстью, салом. Для быстрейшей доставки товаров к южному порту России в 1868 г. была проложена железная дорога, связавшая Воронеж с Ростовом-на-Дону. Железная дорога в московском направлении приняла грузы и пассажиров лишь через три года.
Как раз в это время в Риге было основано небольшое предприятие фирмы «Рихард Поле», которое в 1915 г. эвакуировали в Воронеж. На его базе позднее возникло крупнейшее в городе предприятие — экскаваторный завод. Именно на нем изготовлены паровые котлы Шатурской и Каширской электростанций (экскаваторы и краны на гусеничном ходу завод выпускает с 1947 г.).
Немногим позднее, в 1918 г. в Воронеж эвакуировали и знаменитый Юрьевский (Дерптский) университет с четырьмя факультетами. Теперь в нем 12 факультетов, 6 научно-исследовательских институтов, ботанический сад, заповедник, зоологическая станция, вычислительный центр, издательство.
В недавнем еще прошлом Воронеж дважды оказывался на острие ожесточенных сражений. В 1919 г. здесь столкнулись Добровольческая и Донская армии, с одной стороны, и части Красной армии — с другой. В результате боев было положено начало перелому в ходе гражданской войны в пользу Красной армии. В 1942 г. немецко-фашистские войска оккупировали правобережную часть Воронежа. Более шести месяцев шли непрерывные бои, и в январе 1943 г. город был полностью освобожден.
Современный Воронеж — крупный промышленный центр с населением превышающим 700 тыс. человек. Это важный центр машиностроения (прессовое оборудование и горнообогатительное, пишевые расфасовочные и упаковочные автоматы), производства товаров сложной технологии (телевизоры и радиоприемники), химической промышленности (синтетический каучук, фармацевтика), строительных материалов и пищевой промышленности.
Городская застройка уже вышла к берегам Дона, а город украшают крупные общественные здания: бывший Дом советов, университетский комплекс, драматический и кукольный театры, вокзал. В Воронеже созданы высшие учебные заведения, более десяти средних специальных, театры, телецентр, работает известный по всем мире Воронежский хор. В краеведческом музее можно ознакомиться с далеким прошлым края — находками могильника «Частые курганы». Дошедшие до нас предметы (VI — III в. до н.э.) — орудия труда, оружие, бытовой инвентарь, украшения — наглядно показывают быт человека той поры и его обширные связи, ведь здесь обнаружены вещи, характерные для культуры скифов, греческих колоний Причерноморья и далекой даже по нынешним временам Сибири.
ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ВОРОНЕЖ
В червленом щите справа золотая гора с опрокинутым серебряным сосудом, из которого вытекает серебряная же вода.
Утвержден постановлением главы администрации Воронежа 19 июля 1994 г., № 550 исторический герб города (ранее утвержден 23 сентября 1881 г.).