Крепость Братский острог была основана в 1631 г. енисейским казачьим атаманом Максимом Перфильевым. Это был опорный пункт для завоевания земель бурятских племен. Бурятские князья сопротивлялись проникновению России в их земли. В 1635 г. они сожгли острог, а отряд Дуная Васильева полностью истребили. Острог был восстановлен в следующем году на новом месте, в 40 км выше по Ангаре, на правом берегу устья речки Ока. Место оказалось неудобным для обороны, и крепость в 1654 г. была перенесена атаманом Поздеем Фирсовым на левый берег Ангары. За этим местом укрепилось название Братск-Острожный (в 1960 г. эта часть города была затоплена водохранилищем Братской ГЭС, а сторожевые башни перевезены в поселок Падун, где были когда-то знаменитые Падунские пороги).
Братск находился в ведомстве Енисейского воеводства. Во второй половине XVII в. в его округе стали появляться поселения пашенных крестьян, которые мирно уживались с местным населением и даже объединились в восстании 1696 г. против управителя острогом Кафтырева. Изгнав его, восставшие избрали из русских и бурятских (братских) крестьян новую администрацию во главе с казаками Кирилловым и Терентьевым.
В 1727 г. в Братске насчитывалось 25 дворов. В подчинении острога находилось 34 поселения, в которых проживало немногим более 1500 человек.
От Братска расходились пути к Ледовитому океану, Охотскому морю, Амуру и в Даурию. Через крепость проходили известные путешественники и открыватели земель Василий Поярков, Ерофей Хабаров, Николай Спафарий, Иоганн Гмелин и др.
Издавна Братск был местом ссылки. В 1656 — 1658 гг. здесь находился протопоп Аввакум. Проезжал Братск А.Н.Радищев. Отбывали ссылку декабрист П.А.Муханов, участник Польского восстания А.Л.Чекановский. В 1907 г. сюда сослали более 100 человек за участие в революционных событиях 1905 г.
В 1845 г. в 28 км от Братска-Острожного был заложен железоделательный завод, названный Николаевским, на котором работали в основном ссыльно-каторжные. В 1864 г. казна передала завод в частные руки. Им с переменным успехом владели вначале Трапезников, потом Лаврентьев, а затем купец Бутин, который продал завод Обществу восточносибирских чугуноплавильных, железоделательных и механических заводов, во главе которого стоял московский купец С.И.Мамонтов. Однако производство на заводе стало сокращаться, и он в 1899 г. был закрыт. Вновь завод заработал в 1914 г., когда на нужды войны потребовалось много металла.
В 1918 г. завод был национализирован. После гражданской войны было создано управление Ангарметалл, которое полностью восстановило завод. Но в 1924 г. его закрыли, а его оборудование вывезли в Усолье-Сибирское.
В 1906 г. в Братске было 100 домов и 700 жителей. В 1959 г. население возросло до 51 тыс. человек. В 1926 г. образован Братский район. Село Братск-Острожное стало районным центром.
С 1920-х гг. начинается новая биография Братска. Это связано со строительством железной дороги Тайшет — Братск — Лена и с проведением гидрологической экспедицией изыскательских работ по изучению энергетических возможностей Приангарья. В 1932 г. определились задачи
по строительству Байкале-Амурской магистрали, а первый поезд в Братск пришел в 1947 г. Первая гидрологическая экспедиция появилась в 1929 г., а строительство одной из крупнейших в Сибири Братский ГЭС началось в 1954 г. и завершилось в 1961 г. Здесь раскинулось Братское море. Братск стал центром энергетики и лесохимической промышленности. Его историю хранит музей.
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
БРАТСК
Щит рассечен чешуйчатым серебряным столбом, обремененным тремя лазуревыми чешуйчатыми же столбами. Столб обременен серебряным кругом с золотыми лучами, обремененным же черным стилизованным винтом турбины. В правом червленом поле серебряные латинские буквы А и L и серебряные же стилизованные фрагменты химической формулы целлюлозы. В левом зеленом пале стилизованная серебряная башня.
Утвержден исполнительным комитетом Братского городского Совета депутатов трудящихся 17 января 1980 г., № 26.
Авторы герба Абрам Ебсеевич Луфт и Виктор Николаевич Огиенко.