В 1919 г. В.Я.Попов, житель деревни Тит, коми-охотник, обнаружил на берегу р. Воркута черный горючий камень и в 1921 г. послал его образцы в Москву. В 1930 г. геолог Г.А.Чернов провел первую профессиональную разведку. Анализы проб показали высокое качество угля. На следующий год на Воркуту направилось рке несколько изыскательских групп. Вместе с ними были и специалисты, пробурившие первую скважину. В 1932 г. заложили две наклонные шахты. Так началась разработка богатейшего в европейской части России месторождения коксующихся углей. Но о серьезных работах не могло быть и речи до решения транспортной проблемы. Поначалу предлагалось строительство 60-километровой
узкоколейной железной дороги от поселка Рудник до р.Уса (оно началось в 1933 г.), а затем — речная транспортировка по Печоре. Однако заполярная зима сковывала реки с октября до июня, и путь этот не мог использоваться. Соответственно и доставка материалов, оборудования, продовольствия была сопряжена с большими трудностями. Поэтому в 1937 г. принято решение о соорркении железнодорожной линии Воркута — Коноша через Ухту и Котлас. Началось оно с двух сторон каждого из четырех участков дороги. К тому же Великая Отечественная война сделала потребность в воркутинском угле настоятельной. В этих условиях к концу 1941 г. трасса была сдана в эксплуатацию, и строительство шахт Воркуты обрело смысл.
Первая шахта работала в своеобразном режиме: зимой шахтеры рубили уголь, а с начала навигации все ее работники на пристани Воркута-Вом круглосуточно разгрркали оборудование и грузили на баржи уголь, добытый за зиму. Строительство первой крупной шахты «Капитальная» началось в 1937 г. Одновременно создавали и шахтерский поселок с жильем, медицинскими, учебными, торговыми, коммунальными учреждениями и энергетическую и продовольственную базу, организовывали местный транспорт. Надо было сразу и очень быстро строить не только здание шахтного подъема, но и детский сад, и литейный цех, и скотный двор (первые животноводческие совхозы начали создавать здесь в 1931 г.). Чтобы обустроить жизнь людей на долгие годы, нужны были ТЭЦ, лесообрабатывающий завод и кирпичный. В чрезвычайных обстоятельствах наладили обжиг извести, чтобы иметь цемент. Построили завод шлакоблоков, где в качестве наполнителя использовали горелую породу терриконов. Всем гражданским строительством в Воркуте руководил инженер В.Д.Меркурьев.
Одна за другой вступали в строй шахты, сдавались цеха механического завода. Уже в 1944 г. открыли горный техникум, готовивший специалистов по эксплуатации угольных месторождений, шахтному строительству и электромеханике. За годы войны Воркута дала стране более 6 млн. тонн угля. В 1943 г., когда поселок получил статус города, здесь был всего лишь один капитальный двухэтажный дом (ныне на улице Красноармейской), три школы, два детских сада, ясли, три магазина, две столовые, три медпункта, две бани, две парикмахерские. Его жилой фонд составлял 28 тыс. кв. м.
Сейчас Воркута, расположенная севернее Полярного круга, в Большеземельной тундре, насчитывает более 120 тыс. жителей. Здесь находится основная база Печорского научно-исследовательского угольного института. К горному техникуму добавились филиал горного института и консультационный пункт политехнического, медицинское училище. В городе свой телецентр (с 1959 г.), Дворец культуры шахтеров (три его зала вмещают 1500 человек), драматический и кукольный театры, клубы, кинотеатры, библиотеки, два Дворца спорта, бассейн, десятки спортзалов, несколько музыкальных школ для детей и взрослых. Успешно работает питомник декоративных растений и древесных пород. Создано тепличное хозяйство.
РЕСПУБЛИКА КОМИ
ВОРКУТА
В лазуревом щите серебряный скачущий олень на фоне черного стилизованного угольного копра и черного же террикона с червленой звездой, сопровождаемый в оконечности серебряным национальным орнаментом. В вершине гцита наименование города на серебре.
Утвержден сессией Еоркутинского городского Совета депутатов трудящихся 20 апреля 1971 г.