Водной из самых больших межгорных котловин Западного Кавказа между Новороссийском и Адлером находится г.Туапсе. Две маленькие речки стекают по равнине к морю. По-адыгейски «туа» — две, «псе» — вода. Две воды (речки) — Туапсе.
В 1828 г. здесь появилось одно из укреплений Черноморской военной линии — Вельяминовский форт, поставленный на небольшой возвышенности близ берега моря. Форт контролировал долину со стороны моря и возможное продвижение вдоль побережья. Эта возвышенность стала центром застройки будущего города. Гражданское население появилось тут через десять лет, когда в связи с учреждением Черноморской губернии форт был преобразован в
посад, ставший центром Туапсинского округа. В 1879 г. форт ликвидировали, посад переименовали в Туапсе, а числилось в нем тогда 1400 жителей.
Вскоре началось дорожное строительство: шоссе Новороссийск — Сухуми (1892), Майкоп — Туапсе, железная дорога Армавир — Туапсе (1912). В 1913 г. положено начало морскому порту. Город стал расти, привлекая квалифицированную рабочую силу из различных губерний России. Удобства коммуникаций вызвали интерес предпринимателей: в 1914 — 1915 гг. здесь были построены механический завод, два кирпичных и ледоделательный, механические мастерские. И если в 1913 г. население немногим превышало 10 тыс. человек, то в 1916 г., когда посад получил статус города, оно увеличилось до 25 тыс.
В годы гражданской войны Туапсе не раз занимали противоборствующие стороны, но самой известной из них была Таманская армия, с боями прошедшая вдоль кромки гор с Таманского полуострова до Туапсе, а затем, перевалив горный хребет, вышедшая на соединение с основными частями Красной армии. События эти нашли отражение в «Железном потоке» С.Серафимовича.
Еще большее значение Туапсе выросло в 1920-х гг., когда сюда проложили линию нефтепровода из Грозного (1928) и построили нефтеперерабатывающий завод (1929). Затем была достроена Черноморская железная дорога, и Туапсе становится своеобразными воротами Сочи-Мацестинского курорта. В Туапсе пришла также нефть из Апшероно-Хадыженского района.
Но мирное строительство и развитие города (в 1939 г. население города увеличилось до 30 тыс. человек) прервала Великая Отечественная война. Туапсе превратился в укреп-район и прифронтовую базу для советских войск в Причерноморье. Здесь были остановлены, а затем отброшены немецко-фашистские войска. Туапсе выстоял, но был превращен в руины.
Преобразованный новой планировкой, заново отстроенный многоэтажными комфортабельными домами, с благоустроенными, утопающими в зелени улицами, Туапсе вновь стал городом-портом, городом-тружеником. По-прежнему здесь работают нефтеперерабатывающий завод, завод по ремонту и строительству нефтеналивного флота, реконструировано оборудование порта. На машиностроительном заводе выпускают башенные краны, краны-погрузчики, автогидроподъемники. Механический завод, преобразованный из переведенных сюда из Сочи мастерских, производит капитальный ремонт копров, свайных молотов, изготавливает самоходные баржи, вибрационные машины. Есть в городе и завод железобетонных изделий, без которого немыслимо современное строительство. Продукцию Черного моря перерабатывает рыбный завод, потребностям горожан и прилегающих поселков слркат мясокомбинат, хлебокомбинат, молочный, пивоваренный, винный заводы.
Есть в Туапсе гидрометеорологический техникум, педагогическое училище. Об истории города экскурсантам расскажут в краеведческом музее.
КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ
ТУАПСЕ
В червленом щите две левые зеленые перевязи, сопровождаемые вверху стилизованным серебряным нефтеперегонным агрегатом с примыкающим сегментом серебряной же шестерни, а внизу стилизованным остроконечным серебряным обелиском. В лазуревой главе щита стилизованный серебряный танкер.
Утвержден исполнительным комитетом Туапсинского городского Совета депутатов трудящихся 19 ноября 1969 г., № 24.