Город расположен на возвышенности, ограниченной с восточной стороны железной дорогой, идущей вдоль речки Мерянка на север от Москвы, с другой — перерезавшим эту возвышенность каналом имени Москвы и входящим в Клязьминское водохранилище. На территории Долгопрудного сохранилась деревянная постройка 1/44 г.— Никольская церковь, стоявшая когда-то в селе Гнилуши. Еще раньше оно называлось Стербеево и известно с конца XVI в. В 1617 г. впервые упоминается деревня Котово (Курлыково) нар.Клязьме. В настоящее время они в городской черте.
Находившаяся в недалеком прошлом на территории Долгопрудного усадьба Виноградова, с богатой историей, известными хозяевами и гостями, с великолепными памятниками архитектуры, отошла к Москве вместе с Долгими прудами, давшими название городу.
Рядом с этой усадьбой и парком в мае 1931 г. началось создание дирижаблестроительной верфи, позднее получившей название «Дирижабльстрой», и газового завода (введен в строй в 1937 г.). На добровольные взносы граждан страны создан фонд дирижаблестроения, составивший 25 млн. рублей, первый дирижабль участвовал в воздушной демонстрации над Красной площадью 7 ноября 1932 г. Строительство дирижаблей продолжалось до конца 1938 г., когда оно было прекращено в связи с известными катастрофами этих воздушных кораблей как в Советском Союзе, так и в других странах мира. Другой причиной явились очевидные успехи авиации. «Дирижабльстрой» преобразовали в машиностроительный завод.
Несколько ранее, в 1937 г., для обеспечения строительства канала Москва — Волга начато создание гранитного завода (ныне — Московский камнеобрабатывающий комбинат) и судоремонтных мастерских (ныне — Хлебниковский машиностроительный судоремонтный завод).
В начале Великой Отечественной войны предприятия Долгопрудного были эвакуированы, из добровольцев сформирован истребительный батальон 4-й Московской стрелковой дивизии и партизанский отряд. 13 жителей Долгопрудного были удостоены звания Героя Советского Союза. Одному из них, летчику Н.Ф.Гастелло, посвящен мемориальный музей в школе № 3.
В 1953 г. Долгопрудный преобразован в центр Краснополянского района, а в 1963 г. отнесен к категории городов областного подчинения. В 1979 г. его население достигло 65 тыс. человек. Первоначально в поселке дирижаблестрои-телей у станции Долгопрудная строились бараки и двухэтажные стандартные дома. Теперь на их месте стоят пяти-, девяти- и шестнадцатиэтажные здания, а благоустройство города является одной из важных забот его жителей.
В структуре города значительную роль играют научные учреждения. Это — научно-исследовательский центр изученная природных ресурсов, институт органических полупродуктов и красителей, Стратосферная станция Физического института Академии наук. Центральная аэрологическая обсерватория, открытая в 1940 г.,— ведущее учреждение гидрометеослужбы страны. Отсюда вышел на космические дороги инженер-испытатель корабля «Союз-11» В.И.Пацаев.
На территории Долгопрудного разместился и Московский физико-технический институт.
В 1957 г. в городе по инициативе А.Ф.Ловыгина создан музей его истории. Врач А.С.Орлов стал организатором
открывшейся здесь картинной галереи с постоянной экспозицией и периодически меняющимися выставками.
Перед городом стоит задача превращения его в наукоград, и реализация ее не кажется утопической. Потенциал у Долгопрудного есть.
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ДОЛГОПРУДНЫЙ
Щит ломано пересечен золотом и лазурью. Поверх всего зубчатое колесо переменных лазури и золота, обремененное вверху стилизованными золотыми колбой и дирижаблем, внизу стилизованными же колосом и книгой. В вершине щита на ллзуревом поле наименование города золотом. В подножии щита три узких, волнистых золотых пояса.
Утвержден исполнительным комитетом Дрлгопрудненского городского Совета народных депутатов 13 июля 1982 г