Всхолмленная, поросшая сосновым бором и изрезанная глубокими оврагами в приречной полосе местность к югу от Москвы-реки сразу же после строительства железной дороги Москва — Смоленск в 1870 г. сделалась доступной для многих москвичей, задыхавшихся в большом, шумном и пыльном городе. Сюда, в «Русскую Швейцарию», устремился поток дачников. Тогда-то и появились два Одинцова: одно — дачная местность и пристанционный поселок, второе, существовавшее раньше, село вблизи Смоленского тракта. Само село впервые упоминается в начале XVII в. как владение Ислень-евых, один из которых по прозвищу Одинец, возможно, дал ему название. Сейчас в границах города поселок и село
Одинцово, деревни Акишево и Яскино, поселки Красная Горка, Баковка, Нижнее и Верхнее Отрадное.
Железная дорога способствовала и развитию промышленности. За весьма короткое время в окрестностях Одинцова появляются 6 кирпичных заводов. Это были предприятия полукустарные, да к тому же работали они сезонно — с 1 мая до 1 октября. Лишь обжиг проводился круглый год. Потому число постоянных рабочих было незначительным. Сезонники жили в близлежащих деревнях или в бараках. Постепенно расширялось село, рос и поселок. И уже к началу XX в. они практически слились.
Поселок застраивался преимущественно деревянными домами, кирпичных было всего три: вокзал, контора одного из заводов и «заезжий» дом у Можайской дороги. По улице, ведущей к ней, размещались продовольственные лавки, чайные, хлебопекарня и трактир. К 1917 г. в поселке проживало до тысячи человек — в основном рабочие кирпичных заводов и трикотажно-вязальной фабрики П.О.Гор (построена в 1907 г.).
Гражданская война и разруха привели к полной остановке одинцовских заводов, и лишь в 1923 г. началось их восстановление, а позднее реконструкция и расширение производства.
К 1939 г. Одинцово стало крупным рабочим поселком, в котором проживало свыше 12 тыс. человек. Здесь было несколько школ, больница (переоборудовано здание бывшей трикотажной фабрики), библиотека, телефонная станция. Кирпичных заводов осталось всего два, но появился лесотарный завод, химический, резиновых изделий и предприятия промкооперации. В окрестностях Одинцова началось создание санаториев, домов отдыха, поначалу размещенных в бывших имениях, а многие из них связаны с пребыванием там людей, известных всей стране.
Приостановившееся в годы Великой Отечественной войны развитие Одинцова возобновилось в 1946 г., а рке в следующем дал продукцию завод металлических конструкций (с 1959 г.— опытно-экспериментальный) по созданию новой техники для железных дорог. Лесотарный завод преобразован в мебельную фабрику.
Новым явлением для Одинцова стал приток населения, работавшего в Москве, что превращало Одинцово в своеобразный «спальный район» столицы. Однако этот рабочий поселок с почти 20-тысячным населением в 1957 г. был преобразован в город, что ускорило процесс его слияния с окрркающими селами и деревнями. В 1965 г. он стал центром Одинцовского района. В это же время окончательно исчезают кирпичные заводы. Один преобразован в завод огнеупорных изделий, другой — в комбинат «Стройиндустрия».
Существенно изменился сам город. По первому плану 1959 г. создано 8 микрорайонов с учетом исторически сложившейся дорожной сети и расположения промышленных предприятий. Определились контуры городского центра, который по плану 1976 г. имеет 5 ярко выраженных функциональных зон: административную, клубную, спортивную, детскую и обслуживающих учреждений.
В 1970-е гг. начинается быстрое обустройство города и связанный с этим обстоятельством рост населения: если в 1965 г. оно составляло 32 тыс. человек, в 1970 г.— 67 тыс., то к 1980 г. значительно превысило 100-тысячный рубеж.
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОДИНЦОВО
В серебряном щите золотая башня со звездой, окруженная золотыми же: фрагментом зубчатого колеса, дубовыми и березовыми листьями, колосом. В законченной главе щита на золотом поле наименование города лазуревыми литерами, в лазурево-червленом подножии главы справа золотые перекрещенные серп и молот.
Утвержден второй сессией девятнадцатого созыва Одинцовского городского Совета народных депутатов 21 июня 1985 г.