Село Подол (второе название — Пахра) упоминается в начале XVII в. как вотчина московского Данилова монастыря. Довольно большое по тому времени (27 дворов), оно располагалось по обоим берегам р.Пахра в долине (подоле), на важном Серпуховском тракте, связывавшем Москву с западными и южными землями. Село быстро росло, и к началу XVIII в. в нем числилось уже 80 дворов. После секуляризации в 1764 г. оно было передано в ведение Коллегии экономии, а в 1781 г. преобразовано в уездный город с кратким пребыванием за штатом в 1796 — 1802 гг.
Ко времени преобразования в город в селе было более 800 жителей и 106 дворов, из коих 47 принадлежали 129
купцам. Работала небольшая шелковая фабрика, пивоварня, кузница, кирпичный завод и два солодовенных. Многие жители содержали постоялые дворы, занимались извозом. Часть горожан добывала белый камень и бут, которыми был богат обрывистый правый берег реки.
В 1784 г. Подольск получил правила регулярной застройки. По ним городская территория разбивалась на 20 кварталов, составлявших вместе квадрат, ныне ограниченный улицами Еврейской, Рабочей, Матросской и Зеленов-ской. Как ни странно, но рост города замедлился (в 1849 г.
— 1300 жителей, в 1861 г.— 3800), а затем и вовсе прекращается до начала XX в.
В упадок пришли и промыслы, и лишь после окончания строительства железной дороги Москва — Подольск (1866) с улучшением условий транспортировки мрамора и бута увеличилась их добыча. В 1875 г. появился цементный завод Пороховшикова, в 1906 г.— Толкушева. Но важнейшим событием, оказавшим влияние на дальнейшую историю города, стало создание завода швейных машин компании «Зингер» (1904). В 1915 г. начинается соорркение кабельного и меднопрокатного заводов. Идет стремительный рост населения, и к 1917 г. в Подольске уже 19 тыс. жителей. Число домов достигло 1300. Появились каменные здания театра, реального училища. Сооружены электростанция и водопровод. В Подольск из Прибалтики эвакуируется военный завод «Земгор» (располагался в шестиэтажном корпусе завода «Зингер»), где организуется производство боеприпасов. Но мировая война нанесла тяжелый урон тыловому городу. «Зингер» изготовлял лишь 10% продукции, цементные заводы остановились. Чрезвычайно обострилась продовольственная проблема.
В период гражданской войны эти трудности усугубились. Неотложных мер требовал кризис на транспорте, и правительство РСФСР приняло в 1918 г. решение о срочном создании в Подольске паровозоремонтного завода («Пароремонт»). Уже в 1920 г. новому заводу удалось наладить производство. В число важнейших для страны предприятий вошли также подольский патронный и оптический заводы. Эти три завода переводились на коллективное снабжение (позднее патронный и оптический заводы были выведены из города).
С окончанием гражданской войны опустевший более чем на треть город начал постепенно восстанавливаться. В 1926 г. в нем pice 20 тыс. жителей.
Восстанавливаются и предприятия города. Особое значение в его структуре имели: завод имени Орджоникидзе (бывший «Пароремонт»), выпускавший нефтеаппаратуру, шахтные электровозы, паровые котлы для крупных электростанций, в том числе и атомных, и завод имени Калинина («Зингер»), Завершилось прерванное войной строительство кабельного завода, положившего начало заводам «Микропровод» и «Подольсккабель». В 1935 г. дал первую продукцию крупнейший в стране аккумуляторный завод, в 1949 г.— завод цветных металлов. Дальнейшее развитие получило производство строительных материалов
— цемента, огнеупоров, извести.
Превращение города в крупный индустриальный центр привело к значительному росту его населения. Подольск первым из городов Подмосковья еще в 1979 г. перешагнул 200-тысячный рубеж.
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ПОДОЛЬСК
Щит пересеченный. В верхнем червленом поле всадник в серебряном одеянии и в лазуревой мантии на серебряном же скачущем, коне с красною попоною, окаймленною золотом, влево колет золотым копьем черного дракона. В нижнем лазуревом поле два золотых перекрещенные молотка с длинными рукоятками.
Сообщение об использовании исторического герба города (ранее утвержден 20 декабря 1781 г.).