Город расположен на берегах канала имени Москвы, русло которого проложили там, где раньше текли воды р.Яхрома. Неширокая долина замкнута с обеих сторон высокими холмами Клинско-Дмитровской возвышенности, и городские улицы поднимаются ступенями, придавая Яхроме живописность и привлекательность.
Здесь, близ села Андреевское в 1841 г. помещиком Пономаревым была основана суконная фабрика, одна из старейших в Подмосковье. Первое время хозяева ее часто менялись, пока в 1860 г. она не оказалась во владении И.А.Лямина уже как Покровская (по церкви в Андреевском) мануфактура. Тогда на фабрике было занято около
тысячи рабочих, а к 1870 г. число их выросло вдвое.
Фабричный поселок располагался в долине реки. 72 постройки протянулись вдоль берега: двух- и трехэтажные кирпичные производственные корпуса, деревянные казармы, подсобные помещения. Впрочем, большинство рабочих составляли жители окрестных деревень Суровцево, Перемилово, Починок, Семешки Большие и Малые, Андреевское, Вороново, Подолино, Ковшино, Леонове. Все они потом войдут в черту города.
В начале XX в. старые казармы по требованию санитарной инспекции были разрушены, а на их месте выстроены новые, четырехэтажные. В освобожденном старом ткацком корпусе открылась первая школа. Тогда же появилась на противоположном правом берегу реки железнодорожная станция Яхрома Савеловской железной дороги, а затем и две ветки — одна от станции к фабрике, другая — от Дядысовских торфоразработок к разъезду Орудьево. Это дало толчок к расширению производства, на котором в 1908 г. было занято немногим менее 6000 человек, что сопоставимо со всем населением уездного города Дмитрова.
Яхрома оказалась в центре событий Дмитровского уезда, связанных с Февральской и Октябрьской революциями. Однако общая разруха, вызванная гражданской войной, привела к остановке фабрики и уходу многих рабочих. Лишь в 1921 г. вновь заработали ее станки. Но возвращение рабочих связано было с необходимостью жилищного строительства. В Яхроме создали жилищный кооператив, который построил 5 жилых домов, детский сад и другие здания.
Важным для Яхромы стало и строительство канала. Между железнодорожной станцией и фабричным поселком сооружен гидроузел № 3, башни которого венчают кованные из листовой меди каравеллы Колумба. Границы фабричного поселка существенно расширились, возник пристанционный Красный поселок.
7 октября 1940 г. Яхрома получила статус города, но всего год оставался до полного его разрушения. Еще в конце ноября 1941 г. работали станки фабрики, строились оборонительные соорркения. Но 28 ноября фашистские танки ворвались в город и перешли мост через канал. Успех их оказался кратковременным: рке на следующий день немецкие части были отброшены за канал с восточного его берега. Еше через три дня началось наступление Красной армии. Противник занял господствующие над городом высоты левого берега, и лишь после тяжелых уличных боев части 1-й Ударной армии 8 декабря освободили город.
Разрушенные дома и фабричные корпуса, поврежденные сооружения гидроузла и взорванный мост через канал
— все это предстояло восстановить. В октябре 1942 г. Яхромская фабрика дала продукцию. В 1946 г. заработал гидроузел. Затем последовала технологическая реконструкция фабрики, позволившая наладить производство сложных технических тканей. А вместо деревянных домиков над каналом уступами поднимаются белые многоэтажные здания.
В 1970 г. над городом на Перемиловских высотах встала бронзовая фигура солдата. Это дань памяти воинам
— защитникам и освободителям.
МОСКВА И МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЯХРОМА
В червленом щите лазуревый столб, обремененный двумя золотыми положенными накрест стилизованными челноками. Поверх, всего справа и слева два золотые парусника на золотых же постаментах, сопровождаемые внизу двумя золотыми лавровыми ветвями в пояс. В левой вольной части щита золотые цифры 1940.
Утвержден четвертой сессией двадцатого созыва Яхромского городского Совета народных депутатов 23 марта 1988 г.