Появление города вызвано потребностями первой мировой войны, когда традиционные пути по Балтийскому и Черному морям, связывавшие Россию со странами Антанты, были закрыты флотом Германии. Поэтому и стали соорркать на восточном берегу Кольского залива морской порт в 50 км от выхода в Баренцево море. У него даже было преимущество перед портами балтийскими. Это — незамерзающий порт.
Места эти в России знали прекрасно, ведь еще в середине XIII в. новгородцы проникли сюда, для рыбного промысла. Так на р. Кола близ ее впадения в Кольский залив возник город Кола. Но морским портом он не мог быть из-за мелководья.
Новый порт начал принимать суда уже в 1915 г. Здесь же должна была заканчиваться железная дорога от Архангельска.
Советская власть, установленная в ноябре 1917 г., просуществовала недолго. В марте 1918 г. в городе высадились войска Антанты под предлогом защиты северных портов России от возможной оккупации их армией Германии. В феврале 1920 г. они вынуждены были эвакуироваться. В 1925 г. в Мурманске началось строительство базы тралового флота. В городе было тогда 9 тыс. жителей, хотя уже четыре года он считался центром Мурманской губернии. Через два года в рыбном порту начали швартоваться первые суда и выпускать продукцию посольный завод и завод медицинского жира. К 1932 г. сформировался рыбный комбинат с заводами — холодильным, консервным и коптильным.
Между тем Мурманскую губернию в 1927 г. расформировали, город стал центром Мурманского округа Ленинградской области; в 1938 г. губерния воссоздана, но рке как Мурманская область. К этому времени население города составляло 119 тыс. человек.
В годы Великой Отечественной войны Мурманск, находящийся вблизи границы с оккупированной фашистами Норвегией, оказался в положении фронтового города. На его долю вновь легла труднейшая задача по снабжению страны и армии. Несмотря на постоянные бомбардировки и сложные климатические условия, портовики обеспечили разгрузку и погрузку судов с боеприпасами, военным снаряжением, одеждой и продовольствием. Сооружения порта и города были разрушены, и сразу же по окончании войны горожане приступили к их восстановлению.
Затем началось строительство новых причалов, оборудованных высокопроизводительной техникой для перегрузки удобрений, железорудного концентрата, получаемых на обогатительных комбинатах и химических предприятиях Кольского полуострова. Соорркаются новые заводы рыбокомбината — рыбной муки, рыбоперерабатывающий, жес-тяно-баночный, где устанавливается современное технологическое оборудование, предназначенное для машинной разделки рыбы.
Эксплуатация судов как транспортных, так и рыболовецких требует хорошо налаженной ремонтной базы. В Мурманске эту функцию выполняет объединение «Судоверфь», где производится восстановление корпусов, ремонт механизмов и навигационных приборов. Успешно работает домостроительный комбинат, который обеспечил жильем свыше 350 тыс. жителей заполярного города. Действуют два театра (драматический и кукольный), кинотеатры, клубы предприятий. Гости и жители города могут посетить краеведческий и военно-морской музеи, познакомиться с историей Мурманска и Северного флота.
Со всей страны едут сюда молодые люди, чтобы получить образование в Высшем инженерном морском училище и среднем мореходном училище, ведь романтика моря влечет человека во все времена. А в Мурманске к тому же и база ледокольного флота страны, куда входят самые мощные в мире корабли с атомными и силовыми установками. Конечно же, Мурманск — город мужской, город трудной морской заполярной работы.
МУРМАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
МУРМАНСК
В лазуревом щите золотой пароход, сопровождаемый вверху золотым же северным сиянием. В золотой оконечности щита лазуревая рыба. В вершине щита название города золотом.
Утвержден десятой сессией одиннадцатого созыва Мурманского городского Совета депутатов трудящихся 20 сентября 1968 г.