Поселение возникло в конце XVII в. на тракте Муром — Арзамас. Мордовские бортники основали здесь небольшой постоялый двор. В 1791 г. жили в деревушке Кулебака 31 бортник и 27 новокрещен-ных мордовских крестьян. Пашни мало, всего семь с половиной десятин, да и та худородна. Именно с бортным промыслом связывают и название села от мордовских слов кулей (улей) и бакы (сосуды). Собирали дикий мед в дуплах деревьев (к востоку от города расположена местность, которую до сих пор называют Улъищем).
Есть и другая версия, родившаяся, скорее всего, позднее, когда в деревне начали промышлять углежоги и смолокуры. Для транспортировки своего товара они пользовались кулями (уголь) и баками (смола). Отсюда и название: кули-баки.
Промысловая деревня была очень большой. В 1858 г. здесь насчитывалось более 170 дворов и пятисот жителей. Тут приспела реформа 1861 г., и местный помещик Федоров вкупе с купцом Бородачевым затеял на окрестных рудах построить металлургический завод. Но дело не пошло: и руда оказалась плохой, и навыков у крестьян не было. В 1872 г. продали они завод австрийцам братьям Струве.
И все наладилось. Завод в Кулебаке превратился в металлургическую базу Коломенских машиностроительных заводов. Вскоре на нем было налажено производство сортового и листового проката. В 1877 г. построен первый в России цех, который изготавливал бандажи для паровозов и вагонов.
Делу в немалой степени способствовало развернувшееся в России строительство железных дорог. Потребность в рельсах, рессорах, сортовом прокате стала огромной. В Кулебаке строится в 1900 г. крупносортный стан для прокатки балок и швеллера. Через десять лет все это оборудование сносится и устанавливаются два мощных стана — «750* и «500», существующих до настоящего времени.
Так сформировалось одно из крупнейших в центре страны производство сортового проката.
Но оно истребило близлежащие леса. Пришлось перейти на торф и мазут, и если мазут доставлялся по железной дороге от затона Липня на Оке, то торф имелся в окрестностях завода. Однако всему свое время. В 1923 г. близлежащие месторождения руд выработались, доменное производство пришлось закрыть. На заводе проведена реконструкция, в 1930 г. его подключили к Балахнинской электростанции. В 1940 г. завод давал стали и проката вдвое больше, чем в 1916 г. А продукция его стала крайне необходимой в пору Великой Отечественной войны. И снова завод работал на торфе и дровах. После войны он осваивает выпуск новых изделий, постепенно становясь не только металлургическим, но и машиностроительным.
Другое крупное предприятие города — завод металлоконструкций, пущенный еще недостроенным в 1943 г. Здесь изготавливаются конструкции мостов, цехов, опоры линий электропередачи. И наконец, следует отметить филиал нижегородского телевизионного завода (поначалу он выпускал радиолы).
Есть в Кулебаке и швейная фабрика, одна из крупнейших в области. Еще в 1920-х гг. построен и лесозавод, изготавливающий пиломатериалы для автозавода в Нижнем Новгороде, осиновый баланс для спичечных фабрик и березовый кряж для фанерной фабрики в Муроме.
Непосредственные нужды населения удовлетворяют хлебозавод, молокозавод, комбинат бытового обслркивания и ателье.
Город вырос. В 1917 г. площадь его застройки не превышала 30 га, сейчас она — почти 2000 га. В 1905 г. в Кулебаке насчитывалось 9 тыс. жителей, в 1926 г.— 15 тыс., в 1959 г.— 45 тыс., в 1969 г.— 47. Еще в 1961 г. город был газифицирован.
НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
КУЛЕБАКИ
Щит пересеченный. В верхнем червленом поле идущий золотой олень. В нижнем зеленом поле золотой сталелитейный ковш, обрамленный золотой же шестеренкой. В золотой вершине щита название города.
Утвержден исполнительным комитетом Кулебакского городского Совета народных депутатов 15 июня 1976 г., № 297.