Город расположен по берегам р.Мста, состоящих из горного известняка с пластами каменного угля, особенно у деревень Бобровик и Жданы. Но местные жители еще издревле, со времен Новгородской феодальной республики, славились как искусные лоцманы, проводившие суда через опасные Боровицкие пороги. Для поощрения жителей в этом ремесле Петр I даже освободил их от податей. Роль лоцманства возросла с вводом в действие Вышневолоцкой водной системы (открыта для плавания в 1709 г.), так как от перевозки судов через пороги зависело снабжение Санкт-Петербурга.
Известен был город и Духовым Боровицким монастырем, основанным в тогдашнем селе Боровищи (на правом берегу Меты) в 1542 г. на месте обретения мощей св.Якова. В 1654 г. Духов монастырь приписали к Иверскому на озере Валдай, в 1712 г.— к Александро-Невскои лавре, в 1732 г.— вновь к Иверскому. В 1766 г. он стал опять самостоятельным.
В 1770 г. село Боровичи преобразовано в город Новгородской губернии, который через 6 лет получил статус уездного города. В 1860 г. в Боровичах числилось 9500 жителей, домов — более тысячи, почтовая станция, две гостиницы, 120 лавок. Боровичи считались тогда крупным перевалочным пунктом, и в городе располагались почти 100 магазинов-складов. Было здесь три училища (уездное, духовное и приходское), больница на 25 человек.
Промышленность пока еще ориентировалась на местные нужды. Из 34 заводов 7 было свечными, 4 — салотопенными, по одному мукомольному, солодовенному, пивоваренному и скорняжному. Уже использовались местные жаростойкие глины, положившие основу для создания 16 гончарных и трех кирпичных заводов, но и они незначительны. Жители занимались постройкой небольших судов, проводили и тянули суда через пороги, красили и набивали холсты и бумажные ткани, делали медные пуговицы. Главным предметом торговли были холсты и кожи (они закупались на низовых пристанях). Основным привозом двух ярмарок — хлеб и суровье, но оборот их невелик — менее 50 тыс. рублей.
С конца XIX в. в Боровичах начинает развиваться производство огнеупоров, получившее завершение в создании комбината, одного из крупнейших в стране. Еще в 1939 г. комбинат за обеспечение ими народного хозяйства был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Здесь освоен выпуск легковесных изделий с жаростойкостью до 1750°, тогда как обычный кирпич не выдерживает и 600°. Достигается это полусухим методом прессования и обжигом в автоматизированных туннельных печах. Глину же добывают горнопроходческими комбайнами.
Другая важная продукция Боровичей — деревообрабатывающие станки-автоматы и полуавтоматы.
В XIX в. берет начало и возникновение трикотажных фабрик, развившихся из кустарных промыслов.
Боровичи — второй по величине город области. Его население в 1970 г. составляло 57 тыс. человек (в 1939 г.— 37 тыс., лишь на три тысячи меньше, чем в областном центре). В городе есть индустриальный и автомобильно-дорожный техникумы, медицинское и педагогическое училища.
Не осталось без внимания и главное богатство этой части Валдайской возвышенности — известняк. Неподалеку от Боровичей находится УГЛОВСКИЙ комбинат, в составкоторого входят карьеры по добыче известкового камня, и заводы, производящие известь, известковую муку (используется как удобрение), бутовый (неотесанный) камень, щебень.
Боровичи расположены на трех террасах, и город как бы по ступенькам спускается к реке. Основная часть его жилых кварталов размещена на правом берегу, на левом же находятся основные предприятия и станция ветки, соединяющей Боровичи с железной дорогой Москва — Санкт-Петербург.
НОВГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
БОРОВИЧИ
Щит рассеченный. В правом лазуревом поле золотое солнце. В левом серебряном поле стилизованный руль черного цвета.
Сообщение об использовании историческою герба города (ранее утвержден 2 апреля 1772 г.).