Свое необычное имя город получил от протекающей здесь речки. Откуда же происходит название самой речки, доподлинно не известно, установлено лишь несколько версий, относящих слово «оса» к языку местных племен, проживавших здесь в незапамятные времена. Они селились по берегам полноводной Камы, занимались рыболовством, добычей пушного зверя, бывшего в изобилии, а позднее обменивались товаром с другими народами.
Памятник мезолита на Каме-Жулановке находится совсем неподалеку от Осы. Оставил свои следы вдоль рек и человек бронзового века. А на Гремячинском городище найдены орудия труда железного периода (VIII — VII вв. до н.э.). Осинское городище хантов существовало в IX в. н.э. Первое славянское поселение археологи относят к 1174 г., когда на Каме появились выходцы из Новгородской земли.
Русская колонизация края началась с XII в., и ко времени правления Ивана Грозного местность на Каме и вокруг Осы была уже хорошо известна. После падения Великой Перми продвижение русских в предгорья Урала стало активным, что встречало сопротивление местных племен. Жители Осы не раз испытывали на себе нападения башкир, уфимских и казанских татар.
По первому письменному упоминанию в писцовой книге Палицына и Аристова, составленной в 1596 г., русское поселение, известное как Ново-Никольская слобода, появилось в 1591 г. В документах того времени нередко с этим названием соседствует слово «Осинская», что свидетельствует о возникновении русского населенного пункта на месте уже существовавшего поселения.
В правление царя Федора Ивановича в Осинскую, уже укрепленную, слободу (набеги-то были памятны) были направлены переселенцы из Калуги, Устюга и УСОЛЬЯ. Для скорейшего и более прочного закрепления на новом месте они освобождались от податей на 5 лет.
В 1595 г. слобода получила значение ггригородка и стала называться Дворцовой Осинско-Никольской слободой, приписанной к Казани. Переселенцы мирно уживались с местными жителями, завязывали с ними торговые отношения, перенимали друг у друга хозяйственный уклад. Но вскоре вновь резко обострились противоречия башкирского и татарского населения с русским. Дело в том, что здешние прикамские земли привлекли внимание предпринимателей Строгановых. Для своих промыслов они сселяли местных жителей, вторгаясь в их угодья. Естественно, это вызвало сопротивление. Оса, например, дважды выдерживала осаду — в 1616 и 1662 гг. Поэтому и стала крепостью с соответствующими постройками, вооружением и гарнизоном.
Отсюда расширялась колонизация края. Здесь проходил Сибирский тракт. Обширными пространствами земли обзавелся появившийся здесь Осинский Преображенский монастырь. Православная церковь утверждалась в своих правах. В 1795 г. было завершено строительство Успенского собора (Троицкий собор возведен в 1916 г.).
Ново-Никольская (затем Осинская) слобода в 1757 г. была переименована в пригород Оса и отнесена к Уфимской провинции. В 1781 г. Оса стала уездным городом Пермского наместничества (с 1796 г.— Пермской губернии) . К тому времени в городе насчитывалось 150 домов, в которых проживало более тысячи человек.
В пореформенный период Оса становится торговым центром по сбыту сельскохозяйственной продукции. Возникают кожевенные и мыловаренный заводы, спичечная фабрика и другие предприятия. Трижды в год разноголосьем шумели ярмарки.
Современная Оса — центр района Пермской области, расположенная в 144 км от Перми. В 1974 г. здесь проживало 17 тыс. человек. Часть города затоплена Боткинским водохранилищем. Развита лесная промышленность, ведется добыча нефти.
ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТЬ
ОСА
В червленом щите стилизованное зеленое дерево с короной в виде стилизованных зеленых холмов, окантованное золотом на золотой же подошве. В зеленой шиловидной оконечности, окаймленной серебром и лазурью, на золотой ленте червленый щиток с идущим, влево золотым медведем и золотыми же цифрами над ним: 1591, В вершине щита название юрода золотом.
Утвержден исполнительным комитетом Осинского городского Совета народных депутатов 15 февраля 1989 г., № 30.
Автор герба художник Евгений Дмитриевич Шелонников.