Находка второй по значению, после Владивостока, портовый город Приморья. Он расположен на берегу одноименной бухты, открытой и описанной в 1858 г. экипажем русского военного корабля «Америка».
В 1926 г. на месте города стояли два небольших поселка, насчитывающих в общей сложности около 300 жителей. К 1958 г. население увеличилось до 60 тыс. человек, а в 1973 г. в Находке проживало 116 тыс. человек. До Владивостока отсюда недалеко: по железной дороге 200, а морем 120 км.
В Находке крупный морской торговый порт международного значения, протянувшийся между мысами Астафьева и Шифнера. Сооружение его первой очереди с 12 причалами, прерванное во время Великой Отечественной войны, продолжалось с 1934 г. по 1958 г. Затем началось строительство лесоэкспортного района на мысе Астафьева.
Возводились и другие объекты промышленного и культурно-бытового назначения, жилые дома, морской и железнодорожные вокзалы, многочисленные склады, магазины, больницы, кинотеатры и т.д.
Город раскинулся по берегам бухты полукругом на протяжении 27 км. Между отдельными его районами налажено автобусное сообщение.
Пустынное когда-то место — Падь Ободная — превратилось в современный поселок с прямыми улицами и благоустроенным домами. Другой поселок — моряков и работников торгового порта — вырос на месте нескольких бараков, так называемого «Пятачка». Новые многоэтажные здания поднялись в городском центре, в поселке рыбаков и других районах города.
В Находке имеется рыбный порт, работают судоремонтный и жестяно-баночный заводы, тарная фабрика, холодильник, хлебозаводы, колбасная фабрика, ряд мелких предприятий.
Во всех районах города построены школы, детские сады и ясли. Открыты мореходное училище, мореходная школа и другие средние специальные учебные заведения.
Находкинский морской торговый порт специализирован для перевозки экспортно-импортных и каботажных грузов. Отсюда уходят суда с грузами для населения Чукотки, Охотского побережья, Камчатки, а также в зарубежные страны (Японию, Австралию, государства Юго-Восточной Азии и др.).
Вблизи порта, в бухте Чадауджа, действует крупнейшая на Дальнем Востоке нефтеперевалочная база, у причалов которой грузятся танкеры нефтепродуктами для завоза в различные пункты Дальнего Востока, и на экспорт.
В порту перегружаются контейнеры, следующие по железной дороге через Россию транзитом из Японии в Европу и обратно. Для этих целей оборудован причал, оснащенный специализированной и высококачественной техникой.
Порт входит в состав Дальневосточного морского пароходства. Для ремонта судов выстроены специальная база и судоремонтный завод.
Еще в 1970 г. было завершено строительство лесоэкспортного района с жилым микрорайоном и комплексом сооружений для сортировки, переработки и перегрузки леса, идущего из внутренних районов страны и отправляемого по заказам иностранных фирм морским путем в различные страны мира.
С 1950 г. Находка стала городом краевого подчинения Приморского края.
К Находке выходит одна из веток (Сучанская) Дальневосточной железнодорожной магистрали. Морской порт действует круглогодично.
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
НАХОДКА
Щит рассеченный с главой. В правом зеленом поле серебряный, окаймленный золотой кадуцей, в левом лазоревом поле три противоплывущие серебряные, окаймленные золотом, рыбы в столб. Поверх всего серебряный, окаймленный золотом, якорь. Глава щита червленая.
Утвержден исполнительным комитетом Находкинского городского Совета депутатов трудящихся 4 сентября 1973 г.