В излучине р.Раздольная, среди сопок расположился Уссурийск, второй по величине (после Владивостока) город Приморского края. Появление в этих местах человека относят к каменному веку. Его следы 10 — 15-тысячелетней давности обнаружены на Илюшкиной и Хениной сопках, находящихся в черте города. Известно, что в VII в. здесь было создано государство Бохай, центром которого был Шуай-бинь, занимавший территорию современного Уссурийска. В X в. оно погибло под ударами государства Ляо, но сумело возродиться в XII в. под началом рода Ваньян как государство Аньчун (Цзинь). Успешно стали развиваться сельское хозяйство и искусство, ремесло. Была создана собственная письменность. Появились в столице новые постройки и фортификационные сооружения. О высокой культуре того времени свидетельствуют, кроме прочих памятников, изваяния каменных черепах с надписями (одна из них в 1917 г. была перевезена в Хабаровск, другая замурована в церковную паперть).
Усиление империи Аньчун обеспокоило Китай. Между ними началась война, закончившаяся падением Пекина. Но в XIII в. государственность Аньчуни была утрачена, и теперь рке окончательно. Началось запустение Шуайбиня и всего края в целом. Жители занимались только охотой и рыболовством.
В XVII в. сюда пришли русские землепроходцы В.Атласов, затем Е.Хабаров. В XIX в. началось заселение края. В 1866 г. выходцы из Астраханской и Воронежской областей основали новое село Никольское. Побывавший здесь Н.М.Пржевальский насчитал в нем 52 двора и 313 жителей. Сюда был переведен воинский гарнизон, проложена дорога до Владивостока. В 1871 г. заложена церковь. Затем построены школа, больница. В 1898 г. по ходатайству жителей село Никольское было переименовано в город Никольск Уссурийский, в котором проживало около 3000 человек. В 1935 г. его переименовали в Ворошилов, а в 1957 г.— в Уссурийск.
Превращению захолустного села в город способствовало строительство Уссурийской железной дороги, восточного участка Транссибирской магистрали, завершенное в 1900 г. Была установлена связь с Владивостоком. Для обслуживания железной дороги открываются ремонтные мастерские и паровозное депо, затем литейный механический завод. Строятся также заводы: известковый, кирпичные, лесопильные, кожевенные, винокуренные, пивоваренный, свечной, маслобойный; мукомольная мельница с паровой машиной, электростанция. С 1905 г. на Илюшкиной сопке стали добывать каменный уголь.
Интересна культурная жизнь Уссурийска. В 1909 г. была открыта женская учительская семинария (преобразованная позднее в учительский институт, а с 1954 г. в педагогический институт). До 1917 г. выходили периодические издания 18 названий. Действовало общество любителей садоводства и огородничества. В 1916 г. А.З.Федоров основал отделение Русского географического общества, в работе которого принимал участие видный ученый В.К.Арсеньев. В 1922 г. здесь состоялся I съезд краеведов Дальнего Востока, на котором обсуждались проблемы изучения Уссурийского края. В 1929 г. Уссурийский отдел Географического общества был реорганизован в Дальневосточный научно-исследовательский институт, на базе которого развертывается научная Горно-таежная станция. Открывается и сельскохозяйственный институт.
В современном Уссурийске с населением около 150 тыс. человек свыше 60 промышленных предприятий, аэропорт, три театра, литературное объединение «Лотос».
Еще в начале XX в. купец Ю.А.Юргенсон устроил парк «Зеленый остров», который является излюбленным местом отдыха горожан.
ПРИМОРСКИЙ КРАЙ
УССУРИЙСК
В щите, рассеченном лазурью и червленъю, узкий золотой столб. Поверх, всего в обрамлении золотого колоса и зелено-золотой ветви серебряное зубчатое колесо, внутри которого на золотом поле лазоревый холм с зеленым подножием, сопровождаемое вверху червленой звездой, окантованной золотом. В черной вершине щита наименование города золотом.
Утвержден Уссурийским юродским Советом народных депутатов 29 июня 1976 г.