Казачья станица Усть-Калитвенская (Калитвенская) появилась в 1703 г. при впадении р.Калитва в Северский Донец. Стояла она в окружении садов и отличалась от окрестных хуторов правильной планировкой. УЛИЦЫ тянулись вдоль Донца, переулки — вдоль Калитвы. Отдельные ее части имели свое название. Та, что прилегала к слиянию рек, — Низовка, за оврагом — Заяровка, возвышенная часть — Бугор. За Калитвой разбросал в беспорядке курени хутор Фортштадт (казаки-участники Семилетней войны с Пруссией (1756 — 1763) видно хорошо знали значение этого слова). Поначалу станица росла медленно: 2000 жителей в середине XIX в. А между тем станичное правление имело солидный доход от сдачи почти 600 десятин земли под каменоломни с «ка-литвинским камнем» — кварцевым песчаником, хрупким, но очень красивым, идущим на стройки.
Во второй половине XIX в. начинается бурный рост станицы, и к концу его население станицы выросло почти в 10 раз. Тогда же началось строительство железной дороги Лихая — Царицын, проходившей у станицы, а затем и шлюзов по Донцу, сделавших реку судоходной. В степи стали возникать шахты, где добывали коксующийся уголь. Вокруг них появились поселки с бараками и землянками для рабочих и кирпичными домами для администрации и инженеров. Шахтерами становились не только иногородние, беднейший слой казачества — тоже, но жили казаки на хуторах.
В самой станице возникла паровая мельница, лесная биржа, различные мастерские. Станица втягивалась в новые отношения. Здесь было создано общество взаимного кредита, банк. Разрастался привозной базар, вокруг поселков понастроили «казенки», харчевни, кабаки, а в одном из магазинов сделали кинотеатр. К старому станичному училищу добавилось еще одно, а затем и гимназия, разместившаяся в клубе.
В 1917 г. в Усть-Белокалитвенском угольном районе создали Красную гвардию (ее штаб находился на Свина-ревском руднике). В станице организовали совет рабочих, крестьянских, солдатских и казачьих депутатов. Здесь же располагался и 39-й казачий полк, отозванный с фронта. Казаки и рабочие шахт довольно быстро нашли общий язык, тут сформировался костяк Морозовско-Донецкой дивизии, прославившейся в боях за Царицын. Зимой 1919 г. под Белой Калитвой разгорелись жестокие бои (о них можно узнать из мемуаров Маршала Советского Союза К.А.Мерецкова, тогда начальника штаба бригады).
В 1920 г. началось восстановление шахт, а в самой станице первой стройкой стало строительство металлического моста на каменных опорах. Оборудование мельницы использовали для создания электростанции. Уже обсуждались перспективы промышленного строительства, как началась Великая Отечественная война. Летом 1942 г. станица, ставшая рабочим поселком только в 1941 г., была занята немецко-фашистскими войсками. Освобождение пришло в январе 1943 г.
И все-таки станица полностью изменилась, превратилась в город с 50-тысячным населением. В Белой Калитве построены филиал Ростовского завода сельскохозяйственных машин, металлургический завод, предприятия нерудных ископаемых, кирпичный и известковый заводы, предприятия пищевой промышленности, крупная птицефабрика.
Город благоустроен. Здесь десятки школ, среди которых две музыкальные и две спортивные, политехникум, готовящий специалистов для разнообразных предприятий города, более 10 больниц и поликлиник, свыше 10 дворцов культуры и клубов.
В 1970 г. на кургане Караул-гора торжественно открыт памятник воинам рати князя Игоря, под монолитом которого замурованы капсулы с землей из Киева, Путивля, Новгорода-Северского, Трубчевска, Рыльска, Курска — городов, откуда шли в Игореву рать русичи. Считают, что в междуречье Калитвы и Быстрой в 1185 г. произошло то сражение, о котором повествует «Слово о полку Игореве».
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
БЕЛАЯ КАЛИТВА
Щит рассечен червленью и зеленью. Поверх всего стилизованное изображение черно-серебряного петуха влево в черно-серебряном же круге с таковыми же литерами БК, окруженное лазуревой шестерней. В правом поле черный отбойный молоток. В оконечности два волнистых лазуревых тонких пояса, окаймленных серебром.
Утвержден исполнительным комитетом Бело-калитоинскою юродскою Совета депутатов трудящихся 7 мая 1968 г., № 147.
Авторы герба художники В.И.Нагурный и Г.И.Гончаров.