Нынешний город заложен в 1698 г. Петром I. Это был небольшой острог Троицкий, что на Таганроге, длинном мысу, вдающемся в Азовское море. В 1712 г. его срыли по Прутскому договору. В 1737 г. укрепление поставлено вновь, но по Белградскому миру 1741 г. опять было срыто. В 1769 г. укрепление восстановлено, присланы переселенцы из Воронежской, Белгородской, Новороссийской губерний. В 1775 г. город причислили к Азовской провинции, в 1784 г. он вошел в состав Екатеринославского наместничества. В том же году повеле-но более не считать Таганрог крепостью. В 1802 г. образовано особое градоначальство, в ведение которого входил город с окрестностями, весь Ростовский уезд с Мариуполь-
ским и Нахичеванским округами. В 1860 г. градоначальство ограничили окрестностями Таганрога.
По переписи 1870 г. в городе насчитывалось 38 тыс. жителей. Это был уже шумный портовый город. Здесь жили 1500 дворян, тысяча купцов, более 18 тыс. мещан и 3000 крестьян; русские, греки, евреи, немцы, французы, англичане, итальянцы, армяне; православные, католики, протестанты, григориане, иудаисты, мусульмане. В городе насчитывалось 2500 домов и 850 нежилых зданий, из них 530 каменных. Самые примечательные: Успенский собор, греческий Иерусалимский монастырь, императорский дворец с церковью, устроенной в той комнате, где скончался Александр I, биржа с каменной лестницей, выходящей на набережную.
В городе было чрезвычайно много заводов: 78 при 716 рабочих. Общее же их производство превышало 1 млн. рублей. Небольшая часть жителей занималась рыбной ловлей, обыкновенными городскими ремеслами, извозом хлеба, а также сельскими промыслами — преимущественно содержанием домашнего скота.
Но определяла жизнь города торговля. В предшествовавшее 1870 г. пятилетие в порт прибывало ежегодно с грузом 244 судна и 865 с балластом (то есть пустых, пришедших за грузом), а убывало с грузом 1065, с балластом только 52. Они увозили товаров на 10,5 млн. рублей ежегодно (одной только пшеницы на 7,5 млн.). Привоз составлял менее 7 млн. рублей. С открытием железной дороги до Харькова (1870) экспорт возрос почти на 80%, а импорт только на 15%.
В 1890-е гг. Таганрог обретает промышленную специализацию. Здесь строятся металлический, котельный, машиностроительные заводы. К началу XX в. число рабочих увеличивается в 12 раз, а население города превышает 50-тысячный рубеж.
Советская власть установлена в начале 1918 г., но затем Таганрог был оккупирован немецкими войсками, которые передали его Добровольческой армии А.И.Деникина. Красная армия вступила в Таганрог в январе 1920 г.
До 1924 г. город входил в Донецкую область Украинской ССР, затем передан в состав Северо-Кавказского края, а в 1934 г.— Азово-Черноморского края. С 1937 г.— в Ростовской области. С октября 1941 г. по август 1943 г. Таганрог был оккупирован немецко-фашистскими войсками.
В настоящее время в городе более 40 промышленных предприятий, почти 300 тыс. жителей. Это важный центр металлургической промышленности (производит сталь, прокат, трубы для нефтяной и газовой промышленности). Здесь находятся также крупные предприятия машиностроения и металлообработки, судоремонтный завод. Развита и легкая промышленность.
В Таганроге всегда было много учащихся. Так, в 1870 г. здесь насчитывалось почти тысяча гимназистов. Сейчас в городе радиотехнический и педагогический институты, 4 техникума, медицинское и музыкальное училища. Открыты краеведческий музей, картинная галерея, музей А.П.Чехова, родившегося в Таганроге, и его филиал — Домик Чехова.
РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТАГАНРОГ
Щит четверочастный, В первом серебряном поле два лазуревых пояса. Во втором червленом поле серебряный вензель Петра Первого и цифры 1698. В третьем лазуревом поле серебряный осетр. В четвертом серебряном поле прерванная золотая шестерня с червленым контуром завода слева.
Утвержден девятой сессией десятого созыва Таганрогского городского Совета депутатов трудящихся 22 декабря 1966 г., № 45.
Автор герба художник Владимир Андрианович Федоренко.