Удельное, то есть принадлежащее царской семье, село Николаевского уезда Самарской губернии Ба-лаково основано в 1762 г. возвратившимися из Польши раскольниками. Название села происходит, по одной версии, от слова «балакать», так как устье речки Балаковка было удобной стоянкой для судов, которые и балакали там друг с другом. По другой — в основе лежит татарское слово «балык» (рыба), а рыбы в Балаковке действительно было много. В начале XIX в. в Белякове числилось немногим более 500 жителей, в середине — уже более тысячи, а к концу — почти 3000 только приписанных и 13 тыс. «посторонних», многие из которых уже жили здесь не менее 10 лет. Коренное население размещалось в 650 дворах, а «посторонние» — в специально для них построенных 1700 домах на арендованных землях, да еще было около 3000 бездомовных хозяйств. Вероятно, здесь сказывались и какие-то конфессиональные причины, ведь «коренные» жители оставались старообрядцами.
Балаково считалось самой крупной хлебной пристанью на Волге, ее «пшеничной столицей». В начале 1850-х гг. здесь грузилось более 120 судов и отправлялось 2 млн. 500 тыс. пудов пшеницы, в 1880-е гг.— до 5 млн., к 1890-м гг. — более 11 млн. Сала в середине века вывозили с пристани Балаково 3300 пудов. Преимущественным занятием местных жителей было выращивание пшеницы и скотоводство. Обеспечению их процветания служил и основанный в 1883 г. чугунолитейный завод, занимавшийся починкой земледельческих орудий и молотилок (теперь это машиностроительный Завод, выпускающий судовые и стационарные дизели). В устье Балаковки построены небольшие судоремонтные мастерские (впоследствии судостроительный и судоремонтный заводы).
Именно в Балаково в 1888 г. проводились испытания самоходного гусеничного трактора с паровым двигателем, изобретенного местным умельцем Ф.А.Блиновым. Трактор демонстрировался на Саратовской выставке 1889 г. и Нижегородской 1896 г. Ученик Блинова Я.В.Мамин изменил двигатель, сделав его нефтяным, и поставил трактор на колеса. Так в 1910 — 1912 гг. в России начато производство колесных тракторов «Универсал». С началом первой мировой войны завод перешел на военные заказы, а затем стал выпускать оборудование для легкой промышленности. Трактор для Балакова — естественное продолжение заботы о хлебопашестве. Однородная и равнинная поверхность приволжской степи как бы предназначалась для этих машин. Да и архитектурно-планировочный ансамбль города определяется окружающей природой. Широкие прямые улицы, мощные капитальные здания, построенные на века. В Балаково, тогда еще селе, была открыта гимназия и коммерческое училище. В приходской школе в 1895 — 1896 гг. учился легендарный начдив гражданской войны В.И.Чапаев. Сохранился и дом, превращенный в музей.
С образованием Саратовской области (1936) Балаково становится ее районным центром. Впрочем, это чисто административное преобразование. Город и без того неуклонно растет, и повышение статуса стало лишь признанием его места в экономике. А после строительства Саратовской ГЭС (1967) он стал не только производителем электроэнергии, но и крупным транспортным узлом (по плотине прошли автомобильный и железнодорожный переходы линии Казань — Волгоград). Сооружение ГЭС развило мощную строительную индустрию: заводы сборного железобетона, асфальтовый, кислородный, деревопе-рерабатывающий. Одновременно со строительством ГЭС появился и комбинат искусственного волокна. Затем Балаково стало и юродом атомной энергетики.
За два десятилетия с 1970 г. по 1990 г. население города возросло вдвое: со 103 тыс. жителей до 200 тыс.
САРАТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
БАЛАКОВО
В изумрудном щите плывущая золотая ладья с серебряным парусом, окаймленным золотом, и червленым вымпелом. Парус несет изображение символов химической, атомной и строительной промышленности. В серебряной оконечности щита лазуревый пояс, обремененный тремя волнистыми тонкими серебряными поясами, поверх которого зеленые рыба и колос над лазуревым щитом с тремя серебряными рыбами в виде вилообразного креста.
Утвержден исполнительным комитетом Балаковского городского Совета народных депутатов 26 августа 1987 г., № 361/14.