Город расположен на западном побережье южной части острова Сахалин (в самом узком его месте) в заливе Невельского Татарского пролива, отделяющего остров от материка. Начало строительства порта относится к 1909 — 1910 гг., его основные сооружения создавались в 1935 — 1938 гг. В августе 1945 г., когда советские войска освобождали южную часть острова, порт Маоко (Холмск) был превращен в крепость. Японская армия оказала здесь ожесточенное сопротивление советским десантникам. Конечно же, сооружения порта были разрушены.
Сразу же после Великой Отечественной войны на базе Николаевской-на-Амуре морской транспортной станции в Холмске создается Сахалинское морское пароходство. Правда, в своем распоряжении оно имело около десятка малотоннажных судов да разрушенные причалы, но на восстановление порта и флота выделялись крупные средства, морские буксиры, крупнотоннажные лихтеры. В результате этих мер и самоотверженной работы моряков за десятилетие грузооборот порта увеличился в два с половиной раза.
Для подготовки кадров флота и порта в 1949 г. в Холмске создано мореходное училище, которое готовит судоводителей, механиков, судоремонтников, эксплуатационников, радиотехников.
К концу 1950-х гг. торговый порт Холмска оборудуется самоходными электрическими и дизельными кранами, грузовыми складами, причалами. Холмск становится и центром морского рыболовства. В 1959 г. здесь создается база сейнерного флота и зверобойного морского промысла. Затем строится крупный рыбокомбинат, перерабатывающий продукты моря, а для его стабильной работы — консерв-но-баночный комбинат.
Строительство сооружений порта, жилых и общественных зданий города надежно обеспечено комбинатом железобетонных изделий и предприятием соответствующей переработки леса.
Богатое лесное хозяйство острова и развитая инфраструктура вызвали к жизни ряд целлюлозно-бумажных предприятий. Одно из них находится в Холмске (основная его продукция — писчая бумага и тетради).
Вместе с развитием производства рос и город, живописно раскинувшийся на высоких приморских террасах. Холмск — первый в Сахалинской области (выделена из Хабаровского края в 1947 г.) город, где началось сооружение девятиэтажных зданий. Они строятся с учетом сейсмичности острова (в сентябре — октябре 1971 г. Холмск пострадал от сильного землетрясения).
В 1973 г. вступила в строй морская железнодорожная переправа Ванино — Холмск, действующая круглогодично, практически в любую погоду, в сложной ледовой обстановке. На линии работают паромы-ледоколы типа «Сахалин». Сократилось время доставки грузов, движение организовано по твердому расписанию. Ежегодно на переправе перерабатывается более 1 млн. тонн грузов. Для ее работы построен механизированный пункт перестановки вагонов с тележки колеи 1529 мм, принятой на материке, на колею 1067 мм, которая проложена на острове. Кроме того, переоборудованы пути в туннелях для прохода в них крупногабаритных вагонов.
Холмск входит в единое кольцо энергосистемы Сахалина. Это конечная точка электропередачи Сахалинская ГРЭС — Углегорск — Холмск.
О широте духовных запросов почти 50-тысячного населения города говорит длительная работа самодеятельного народного театра, любительской киностудии, творчество местных поэтов и писателей. Самым приветливым местом в городе, конечно же, является Дом моряков. В городе есть дома культуры, музыкальная школа.
Практически со всеми крупными населенными пунктами острова Холмск связан железной дорогой.
САХАЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ
ХОЛМСК
Щит пересеченный. В верхнем поле червленое солнце, испускающее лучи, восходящее из-за зеленых, холмов. Поверх всего укороченный серебряный столб с графическим изображением островов. В нижнем лазуревом поле шестикратно повторя-ющимися узкими серебряными поясами серебряный же якорь, поверх которого лента с наименованием города лазурью, сопровождаемый вверху стилизованным серебряно-черным паромом.
Утвержден исполнительным комитетом Холмского городского Совета депутатов трудящихся 13 апреля 1972 г., № 84.