Город расположен при впадении р.Ирбит в р.Ница (бассейн Оби) при пересечении железнодорожной линии Екатеринбург — Тавда. В 1970 г. в нем проживало 49 тыс. человек.
Места эти в V — VIII вв. заселяли угро-финские племена. Колонизация края Россией началась в XVII в.
Верхотурский воевода Воин Корсаков приказал Ивану Спицыну подобрать охочих людей и заложить слободу в устье р.Ирбит. В 1633 г. слобода была обнесена частоколом с воротами. Первыми поселенцами стали татары, которые долгое время называли поселение Ирбейским. Открытие железной руды, плодородие земли и выгодное географическое положение местности привлекали сюда выходцев из России.
Крепостного права здесь не знали, а потому крестьяне занимались товарным производством хлеба. Ница не относилась к числу больших рек, но она давала выход в Сибирь, в бассейн Тобола. Земледелие, судоходство и торговля способствовали развитию края. Слобода крепла. В 1645 г. в ней было 82 двора.
С Ирбеевской слободой соседствовал первый на Урале Ницинский железоделательный завод. Месторождение руды тут было открыто еще в 1622 г. ясашным татарином Тентюковым. В 1637 г. при заводе возникла Рудная слобода. Появились мастерские. Изделия местных мастеров ценились очень высоко. Исследователь Сибири Г.Миллер отмечал, что стоимость железного котла из Рудной слободы на Ирбеевском Торжке равнялась количеству соболиных шкурок, набитых в этот котел.
В отличие от уральских поселений Ирбеевская слобода стала не железоделательным, а торговым центром. С ее ростом утвердилась Слободская дорога, «государев путь», золотая артерия Российской империи. Слобода стояла в середине нового пути в Сибирь, более южного и более удобного предыдущего. Не случайно сюда перевели из Туринска основную ямскую станцию.
Во время восстания Е.И.Пугачева ирбитские купцы организовали оборону слободы и решительно противодействовали мятежникам. А посему в 1775 г. императрица Екатерина II повелела слободу учредить городом.
При этом следовал ряд привилегий: право торговать беспрепятственно у себя дома, строить торговые ряды по своему смотрению, держать постоялые дворы и лавки. В 1776 г. Ирбит получил свой герб. В 1781 г. к городу был приписан большой уезд с передачей Пермской губернии. Это усилило экономические связи Ирбита с горнопромышленным Уралом.
Ирбит называли портовым городом. Главная его достопримечательность — ярмарка, получившая значение всероссийской. Несмотря на опустошительный пожар 1790 г., город продолжал развиваться. Строились не только торговые ряды, но и постоялые дворы для размещения приезжающих купцов с их товарами. В 1860 г., когда в Ирбите проживало 3500 человек, на ярмарку приехало 20 тыс. человек.
При советской власти первая всероссийская ярмарка в Ирбите проходила в 1922 г. В 1929 г. прошла последняя восьмая советская и 279 по счету Ирбитская ярмарка.
В 1846 г. в Ирбите был открыт театр, второй на Урале после Перми. В 1883 г. основан музей.
За годы советской власти стала развиваться промышленность. Были построены заводы: по производству мотоциклов, автоприцепов, стекольный, химико-фармацевтический, кирпичный, швейная фабрика. Большое развитие получил мотоциклетный спорт. Ирбитские мотогонщики не раз принимали участие в соревнованиях в России и за рубежом.
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
ИРБИТ
В лазуревом гците червленый контур мотогуж-листа влево, окруженный зубчатым колесом, пересеченным золотом и зеленью. Колесо обременено вверху золотым колосом, а внизу зеленой елью. Фигуры окаймлены серебром. В пурпуровой оконечности щита название города червленью.
Утвержден четвертой сессией одиннадцатого созыва Ирбитского городского Совета депутатов трудящихся 7 сентября 1967 г.