Типично индустриальный г.Каменск-Уральский родился, чтобы стать кузнецей оружия. Все началось с небольшой монастырской дом-ницы, которую поставил игумен Далматовского монастыря, основанного в 1644 г. В 1700 г. на железорудных местах возводится казенный чугунолитейный завод, который уже через год дал первый на Урале чугун. В 1703 г. в Москву были доставлены не только 224 пуда железа и 8 пудов стали, но и 35 пушек. Это случилось зимой, а весной со Стародубской пристани отправился первый речной караван с каменским металлом. Вскоре начинается строительство еще одного — Верхне-Каменского завода.
Правительство уделяло пристальное внимание заводу. В 1721 г. его посетил начальник уральских казенных заводов В.Н.Татищев, а через два года сменивший его на этом посту В.И.Геннин.
При заводах возник достаточно крупный по тем временам поселок, учреждается школа обучения грамоте детей мастеровых, готовившая кадры и для других заводов.
Условия труда были тяжелыми, и потому рабочий люд постоянно бастовал, начиная с 1703 г., когда со своими требованиями выступили приписные крестьяне. В 1726 г. вспыхнуло восстание под руководство шадринского крестьянина Ивана Гореванова. В 1766 г. восстали крестьяне против Далматовского монастыря, а когда сюда пришли отряды Е.И.Пугачева, для него было отлито 10 пушек и 300 пудов ядер.
Природные ископаемые привлекали внимание многих русских путешественников, естествоиспытателей, ученых. Здесь побывали И.И.Лепехин, П.С.Паллас, П.М.Обухов, А.П.Карпинский.
В 1855 г. было открыто железнодорожное сообщение на линии Богданович — Островская (Синарская), в 1914 г.— на линии Синарская — Шадринск.
В Каменском готовили не только кадры для рабочих. В 1872 г. здесь была открыта трехклассная школа для девочек, а в 1899 г.— библиотека им. А.С.Пушкина.
Пережив революцию и гражданскую войну, жители поселка Каменский завод достаточно быстро восстановили разрушенное хозяйство. В 1921 г. был учрежден Каменский уезд в составе 35 волостей. В 1922 г. возникла кустарно-промышленная артель «Серп и молот», будущий завод «Вагранка». В 1929 г. началось строительство железной дороги Урал-Курган (Свердловск — Синарская и Шадринск — Курган). Это способствовало дальнейшему развитию промышленного производства и установлению культурных связей с другими регионами страны.
В 1924 г. местный учитель И.Я.Стяжкин организовал музей. Вскоре в Каменском заработал радиоузел.
В 1930-е гг. закладываются новые заводы, ставшие промышленными гигантами: Синарский трубный завод, Уральский алюминиевый комбинат по выработке металла для авиации, паровозоремонтный завод, машиностроительный завод и завод цветной металлургии.
В 1935 г. поселок Каменский завод был преобразован в город Каменск. Начинается строительство Красногорской теплоэлектроцентрали. В 1942 г. Каменск-Уральский выделяется из Челябинской и передается в административное подчинение Свердловской области.
В послевоенные годы город продолжает наращивать свое промышленное производство. Строится новое здание железнодорожного вокзала, открывается движение электропоездов, соорркается лыжный трамплин и плавательный бассейн.
В современном городе десятки предприятий. В 1978 г. в нем проживало 190 тыс. человек. Он расположен на берегах двух рек — Каменки и Исети. Посреди города сосновый бор.
СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
КАМЕНСК-УРАЛЬСКИЙ
В червленом щите черная окружность с черной же точкой внизу. Поверх всего стилизованная серебряная балка с серебряным же крылом. В оконечности щита, отделенной двумя тонкими золотыми поясами, золотая пушка с ядрами, под нейцифры 1701.
Утвержден исполнительным комитетом Каменск-уральского городского Совета депутатов трудящихся 17 сентября 1971 г.
Автор герба художник Виктор Николаевич Котельников.