Рославль возник как крепость на южных рубежах Смоленской земли. Впервые упоминается в летописи под 1098 г. Расположен он на двух небольших речках — Становка и Глазомойка. В XV — XVI вв. город входил в состав Великого княжества Литовского, затем находился в составе Польши. Возвратен в лоно Отечества в 1654 г. Все это время Рославль, будучи пограничным городом, неоднократно подвергался опустошениям армиями враждующих сторон. Но окончательно за Россией город был закреплен договором 1686 г.
В 1708 г. Рославль был приписан к Смоленской губернии, в 1719 г.— к Смоленской провинции Рижской губернии. С 1776 г. стал уездным городом Смоленского наместничества (с 1802 г.— губернии). В 1850 г. через Рославль прошло Московско-Варшавское шоссе, в 1868 г.— Орловско-Витебская железная дорога. К этому времени в городе было немногим более 6000 жителей, 900 домов, больница, тюремный замок, 90 лавок, аптека, два уездных училища (духовное и светское), приходское училище и частный пансион для девочек. 360 жителей города занимались хлебопашеством, столько же — ремеслами и еще столько же уходили на промыслы в другие губернии. Многие жители зарабатывали на жизнь треплей пеньки и витьем бечевы, для чего нанимали крестьян уезда. Дело это приносило не только доход горожанам, но и известность Рославлю. Зимой сюда свозили пеньку из Могилевской, Черниговской и Орловской губерний. Местные купцы также скупали в соседних губерниях пеньку и хлеб. Сбыт они находили в Риге.
Делала первые шаги и промышленность. Ко времени постройки железной дороги в Рославле было 14 заводов: сально-свечные, мыловаренные, кожевенные, канатные, кирпичный и др. С постройкой железной дороги характер городской промышленности претерпевает изменения. Здесь возводятся железнодорожные мастерские, паровозное депо, лесопильный завод. В 1888 г. в мастерских изобретатель электрической дуговой сварки металлов Н.Н.Бенардос впервые испытал изобретенный им способ.
Сейчас Рославль — промышленный центр с 60-тысячным населением. Здесь в равной степени развиты машиностроение, лепсая и пищевая промышленность. В Рославле расположены заводы алмазных инструментов, авторемонтный, вагоноремонтный, тормозной аппаратуры и «Автозапчасть». Как и прежде, в городе работают шпагатная фабрика, трикотажная и швейная, а также льноперерабатываюший и кирпичный заводы. Новые предприятия — стекольный, керамзитовый, мебельный, химический (изготовление олифы и красок) заводы, фабрика игрушек. Продукцию сельского хозяйства округи перерабатывают мясокомбинат, жиркомбинат, маслосыркомбинат, овоще-сушильный завод.
В Рославле в 1880-х гг. учился один из известнейших скульпторов XX в. С.Т.Коненков. В паровозном депо работал в 1938 — 1939 гг. руководитель партизанского отряда, действовавшего в Белоруссии и Смоленской области, К.С.Заслонов.
Тяжелую память оставила в городе Великая Отечественная война. Горожане бережно заботятся о братской могиле советских воинов, погибших в боях с немецко-фашистскими захватчиками. Есть в Рославле и братская могила, где похоронено около 130 тыс. советских военнопленных и мирных граждан, замученных гитлеровцами, а также братская могила советских патриотов, расстрелянных фашистами. В память о героизме солдат, освободивших город в 1943 г., установлен танк Т-34.
В Рославле действуют совхоз-техникум, образованный в 1957 г. как техникум механизации сельского хозяйства, техникум железнодорожного транспорта, медицинское училище.
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ
РОСЛАВЛЬ
Щит пересеченный. В верхнем серебряном поле черная пушка с сидящей на ней золотой райской птицгй, колеса и лафет пушки золотые. В нижнем лазуревом поле два золотых улья.
Сообщение об использовании исторического герба города (ранее утвержден 10 октября 1780 г.).