Основан в 1636 г. как крепость Белгородской засечной черты для защиты юго-восточных границ Российского государства. Укрепление сооружено на высоком холме, где находился стан первого русского поселенца этих мест Семена Козлова. По судоходной тогда реке отправлялся хлеб и порох для казаков. Петр I строил здесь военные суда. Сам город был разделен на девять слобод — Стрелецкую, Разночинскую, Подгорную, Малороссийскую, Старческую, Сторожевую, Пушкарскую, Покровскую и Ямскую.
В 1708 г. Козлов приписан к Азовской губернии, в 1719 г.— к Тамбовской провинции. С 1779 г. стал уездным городом Тамбовского наместничества (с 1796 г.— губернии).
Козлов развивался очень быстро. В реформу 1861 г. здесь насчитывалось почти 28 тыс. жителей, но характерно, что треть из них оставалась в крестьянском сословии. Занимались они преимущественно сельскими промыслами и извозом. В городе было три десятка небольших заводов и фабрик, перерабатывающих продукцию сельского хозяйства. Исключение составляли лишь салотопенные и сальносвечные, чье производство оценивалось в 700 тыс. рублей.
Громкую известность Козлов приобрел в торговле, и в этом отношении он был приравнен к губернским городам еще в 1816 г. Успеху города способствовало его положение на Астраханском тракте, к тому же местности, изобильной хлебом и скотом. Особо процветала оптовая торговля хлебом, рогатым скотом, лошадьми и салом, скупаемыми в Козловском, Липецком, Тамбовском уездах. Рогатый скот приобретался на Кубани и в Малороссии. На бойнях Козлова забивали до 20 тыс. голов скота для вытопки сала, остальной скот перегонялся в столицы.
Предусмотрительное и обстоятельное купечество Козлова в своих сделках достигло оборота близкого к 4 млн. рублей. К тому же в 1870 г. вступила в эксплуатацию железная дорога Козлов — Саратов, связавшая Москву с Поволжьем. Здесь она соединилась с Юго-Восточной железной дорогой (Козлов — Ростов). Однако промышленность как таковая оставалась неразвитой, и крупнейшим предприятием стали железнодорожные мастерские.
Город был застроен в основном деревянными домами, возвышавшимися на правом берегу р.Лесной Воронеж, которая, сливаясь немного ниже с Польным Воронежем, образовывала р. Воронеж.
Сейчас это совсем иной город. Изменивший название в 1932 г., он изменил и свой образ жизни, став вторым по объему промышленного производства после областного центра. Здесь сложился центр металлообработки и машиностроения, легкой и пищевой промышленности. Предприятия города ремонтируют паровозы, автомобили. Изготавливают четыре из пяти сделанных в стране поршневых колец для двигателей, производят автоприцепы. Есть также мясной и овощеконсервный комбинаты, ткацкая и швейная фабрики.
Мичуринск — научный центр плодоводства. В городе находится Центральна генетическая лаборатория, преобразованная из селекционно-генетической станции на базе питомника И.В.Мичурина в 1928 г.; Научно-исследовательский институт плодоводства, располагающий опытными станциями и опорными пунктами во многих частях России. Здесь же находятся плодоовощной институт и плодоовощной техникум. Кроме того, в Мичуринске работают педагогический и кооперативный институты, медицинское училище. Есть в городе драматический театр и краеведческий музей.
Историческое ядро Мичуринска — современная северо-восточная часть города. Здесь находится одна из центральных площадей (Мичурина), где расположены основные административные и культурные учреждения, высшие учебные заведения.
ТАМБОВСКАЯ ОБЛАСТЬ
МИЧУРИНСК
Щит рассечен лазурью и червленью. Поверх всего перекрещенные гаечный ключ и молот золотые, окруженные золотым колосом и золотой же шестерней, разделенные вверху книгой, внизу пластиной с туерами 1932 золотыми. В главе щита три золотые яблока. В оконечности щита серебряный козел, стоящий на серебряной же полусфере с золотыми цифрами 1635.
Утвержден исполнительным комитетом Мичуринского городского Совета депутатов трудящих-ся Ю июня 1965 г., № 268; 11 апреля 1969 г.