Черногорск по своему рождению и предназначению является шахтерским городом. Он расположен неподалеку от Абакана. С горы, что находится в центральной части города, видно Красноярское море. Месторождение угля открыто здесь в 1907 г. Тогда же были заложены Черногорские копи. Хозяйкой копей стала В.А.Баландина, известная в кругу делового и интеллектуального мира как одна из просвещенных женщин Сибири, обучавшаяся в Сорбонне, инициатор строительства железной дороги Минусинск — Ачинск.
Первую шахту она заложила в степи у выхода каменноугольных пластов, в 9 верстах от Енисея. Крохотный поселок при шахте состоял из двух бараков и нескольких
землянок. Трудно было не только добыть уголь, но и доставить его потребителю. Баландина строит железную дорогу от шахт до ближайшей пристани на Енисее, покупает пароход, приобретает баржи для доставки угля в Красноярск.
Просвещенность хозяйки шахт не избавила ее от забастовки в 1910 г. В 1918 г. копи были национализированы. Но началась Гражданская война, шахты остановились. Многие шахтеры, вступив в красногвардейский отряд, отправились в Минусинск. Наступила разруха.
Только в 1920 г. производство угля было восстановлено. Для развития копей большое значение имело завершение в 1925 г. строительства железной дороги Абакан — Ачинск, от которой была проложена вепса к шахтам, и черногорский уголь стал использоваться для паровозов и пароходов.
Техническое оснащение шахт улучшалось медленно. Буровые машины появились только в 1929 г. Не хватало кадров. Поэтому в 1931 г. были открыты горнопромышленное училище и комбинат рабочего образования для переподготовки шахтеров и подготовки горных мастеров и бригадиров. Вскоре здесь развернулось стахановское движение. Была создана школа передовых методов труда.
В 1936 г. решением ВЦИК поселок Черногорские копи был преобразован в город Черногорск областного подчинения. Вступили в строй кирпичный завод и городской водопровод.
В военные годы интенсивность добычи угля возросла, построены новые три шахты. 120 добровольцев (из 500 подавших заявления) были отправлены под Сталинград. Для них собрали 50 тыс. рублей на орркие. Черногорцы внесли также свои трудовые сбережения на постройку самолета. Оказывали они помощь и в восстановлении хозяйства пережившей оккупацию Калининской области на сумму 100 тыс. рублей.
Строительство новых шахт продолжалось и после войны. В 1950 г. начали добывать уголь открытым способом. Внедряются новые методы труда, основанные на новой технике, в частности, метод бурильщика А.С.Рудя.
В 1960-е гг. начинают развиваться и другие виды промышленности. Строятся комбинаты камволъно-суконный и искусственных кож, завод стройматериалов и конструкций. Кирпичный завод отправляет свою продукцию на Саяно-Шушенскую ГЭС, а также на стройки в Монголию. Выпускаются товары народного потребления.
С получением статуса города в 1936 г. в Черногорске проживало 10 тыс., а в 1986 г.— 80 тыс. человек.
Для молодежи открыты двери горного и механико-технологического техникумов, профессионально-технических училищ.
В Черногорске десятки улиц, расположенные на территории 26 кв. км. На северо-западной окраине города сохранились постройки начала XX века, возникшие в голой степи.
Свободное время черногорцы проводят в зоне отдыха на Енисее в сосновом бору.
РЕСПУБЛИКА ХАКАССИЯ
ЧЕРНОГОРСК
Щит скошен слева орнаментальной золотой перевязью. В верхнем лазуревом поле золотая рука, держащая кусок черного угля, испускающего золотые лучи. В нижнем червленом поле серебряная бобина с золотой нитью. В лазуревой вершине щита название города золотом.
Утвержден исполнительным комитетом Черногорского городского Совета народных депутатов 18 февраля 1987 г., № 333.
Авторы герба Сергей Иванович Еескорсый и Валерий Юрьевич Сусин.